Институту публичных выступлений в Тюмени скоро четыре года. О том, как развивается направление подготовки публичных спикеров в Сибири и какую интригу таит в себе первый конкурс «Оратор года» корреспонденту «Аргументов и Фактов» рассказала директор института Ирина Баржак.
- Ирина, много споров ведется о взаимосвязи успешности и публичных выступлений. Попробуем расставить точки над "И"? Насколько сильно на карьеру влияет умение красиво говорить для больших аудиторий?
- Меня удивляет, что еще есть люди, которые в этом сомневаются. Но давайте обратимся к фактам: опрос предпринимателей, проведенный институтом публичных выступлений, показал, что 70% из них считают, что существует прямая связь между качествами спикера и успешностью бизнеса: «У хорошего оратора бизнес развивается лучше!» - уверены предприниматели. И только 2,9% считают, что взаимосвязи здесь нет. 15,7% утверждают, что мастерство оратора помогает скорее на этапе активного развития, нежели в периоде становления. И 5,7 % предпринимателей проголосовали за то, что «болтать каждый может, а вот получать прибыль - нет». Не уверены в той или иной позиции также 5,7% бизнесменов.
- А давайте пойдем от обратного - есть примеры, когда отсутствие навыков публичных выступлений мешает карьере тюменцев?
- Я заметила, что во многих тюменских компаниях работают высококлассные специалисты. Они внедряют разные новые вещи, это безумно интересно. Но об этом никто не знает! Ни руководитель, ни коллеги, ни пользователи этих вещей. Только он сам - обладатель этого ценного знания. А его никто не ценит… Но если вы грамотно объясните, покажете, расскажете, убедите в необходимости вашего подхода – это безусловно повысит и авторитет автора новации, и его заработную плату.
- О том, как правильно готовиться к выступлению, написано много статей. У вас - даже целая книга. А можете привести перечень самых распространенных ошибок?
- Самая распространённая ошибка – написание спитча. Умного, красивого и складного текста, который обычно докладчики забывают в самый неподходящий момент. У речи публичной и письменной – разные законы. Не всегда то, что красиво на бумаге, хорошо звучит. Поэтому, как ни парадоксально, хороший текст – главный враг хорошего доклада. Обычно привожу пример, что текст для докладчика – это как костыль для здорового человека. Зачем он ему? Спикеры отвлекаются на текст, пытаются вспомнить те самые красивые слова, которые они так старательно написали накануне. А вместо этого нужно свободно общаться со зрительным залом, выделив для себя в подсказках лишь тезисы доклада, а не текст.
- Как вам пришла в голову идея создать именно Институт публичных выступлений?
- Не сразу, конечно. 4, 5 года назад это были просто тренинги в свободное время: для коллег. Потом начались исследования на тему выступлений. Знаете, не так-то просто выдержать около двухсот конференций, форумов, семинаров и круглых столов разного уровня в год. Большинство докладчиков совершенно не убедительны, и чтобы не уснуть на большинстве из них – начала заниматься наблюдениями за спикерами, зрительным залом и другими аспектами выступлений. Результатами этих исследований делюсь с нашими студентами на тренингах, они же и помогли мне создать авторскую методику подготовки презентаций Quick Step. Затем открыла предприятие, и сейчас в нем работают педагоги – психологи, режиссеры, логопеды, маркетологи. У нас серьезный спектр работы – от публичных выступлений до коммуникаций разного уровня. Каждый из преподавателей – специалист в своей области, и при разработке курса они друг друга
гармонично дополняют, а мы можем предложить целый спектр разнообразных знаний нашим клиентам.
- За эти годы у Института появились новые проекты?
- Скоро в правительстве Тюменской области состоится церемония награждения лауреатов премии «Оратор года». Это проект, который мы реализовали совместно с общественной организацией «Деловая Россия». Зрители знаковых тюменских мероприятий становились экспертами и оценивали спикеров по десятибалльной шкале. Промежуточные итоги уже подведены, но впереди еще этап онлайн-голосования и результаты могут измениться. В шорт-лист вошли 40 спикеров – предприниматели и госслужащие, тюменцы и гости города. Мы уже готовим призы и подарки, а также я обязательно от нашего Института отмечу лучшего на взгляд наших педагогов, докладчика.
Очень люблю проект, который также осуществляется при поддержке «Деловой России» и носит название #СaseRoom, то есть «комната кейсов». В его рамках мы собираемся с представителями бизнеса за чашечкой кофе и обсуждаем какие-то насущные вопросы, рассматриваем реализованные проекты разных предприятий. Каждый раз я выбираю одну из тем, которую называли участники, ищу спикеров, приглашаю желающих. Меня саму увлекает этот процесс: здесь и знания, которые получаю от практиков и общение с разными интересными людьми. Сейчас готовим очень горячие темы. В них примут участие в том числе и федеральные спикеры. Это мероприятие уже стало своеобразной «визитной карточкой» нашего Института.
- Какими обучающими проектами вы гордитесь?
- Больше всего горжусь успехами тех, с кем мы работали. Недавно закончили курс «Клиентоориентрованность и конфликтология» для МФЦ Тюмени. Его сотрудники по итогам этого курса были отмечены благодарностью Правительства Российской Федерации. Во время тренинга они не только изучали теорию, но и самостоятельно разрабатывали скрипты и речевые модули, придумывали оптимальные решения для выхода из конфликтных ситуаций, стали наблюдать за словами-конфликтогенами и находить для них заменители. Руководство МФЦ поразило своей готовностью к изменениям и нововведениям ради клиентов: в нем появились цветы, пеленальные столики и даже выставки тюменских художников.
- Публичные выступления интересны только представителям бизнеса, или у вас есть клиенты из других отраслей? Кто у вас обучается?
- Несколько лет госслужащим была не интересна эта тема, ко мне приходили только бизнесмены и топ-менеджеры. А между тем именно в госсекторе можно встретить самые скучные доклады. И около года назад «лед тронулся» - к нам на тренинги начали приходить в том числе и сотрудники департаментов по собственной инициативе. Обучение прошли сотрудники аппарата Губернатора Тюменской области, ГИБДД и других ведомств. Профессора, преподаватели и ректоры ведущих вузов ТИУ, ТюмГУ и ТОГИРРО также прошли обучение в нашем Институте. А еще у нас учатся дети – в дни школьных каникул востребованы детские курсы. Я уверена, что за тем, насколько эффективно вы можете донести до собеседника мысль – будущее. Хорошо, что этот навык можно натренировать. В этом мы и помогаем.
Смотрите также:
- SMM-маркетинг: как сделать мероприятие успешным в онлайн-среде →
- Работа юристов становится более востребованной и драматичной →
- Работа началась →