ДорогА дорОга. Поселок выступил против строительства федеральной трассы

К 2025 году планируется расширить одну из самых опасных в регионе автотрасс Тюмень-Омск. © / ФКУ "Уралуправтодор"

В Тюменском районе жители поселка Боровский пытаются остановить либо изменить строительство федеральной трассы на Омск. Дело в том, что дорога «разрежет» населенный пункт на две части, и несколько сотен человек останутся оторванными от садов, школ, больницы и других соцобъектов.

   
   

Лишние километры

К 2025 году планируется расширить одну из самых опасных в регионе автотрасс Тюмень-Омск. Многочисленные аварии, уносящие жизни и калечащие здоровье, а также постоянные пробки стали уже обычным делом. К тому же весной и летом, когда открываются купальный и дачный сезоны, 11 км до города занимают 40-50 минут вместо привычных десяти. Потому расширение дороги до четырех полос и разделение встречных потоков - идеальное решение всех проблем. Казалось бы, дело благое, но против выступили жители поселка Боровского. Началось все с известия о том, что частные дома и магазины у трассы снесут. В пользу государства по плану заберут 80 земельных участков.

«За изымаемые участки и дома владельцам будет выплачена компенсация. Подбирать будущее место жительства им придется самостоятельно. Выплата денег и снос намечены на конец лета-начало сентября», - рассказали в «Уралуправтодоре».

На месте жилых домов и магазинов появятся надземный переход и шумозащитные экраны. Тем же, кто десятилетиями обустраивал уют на свое участке и в доме, придется все начинать сначала.

Более того, тем, кто «отрежется» от основной части поселка, придется делать крюк в пять километров, чтобы отвезти ребенка в садик или школу, попасть на стадион или в поликлинику. Также ежедневно наматывать лишние километры нужно будет и работающим в городе боровчанам - поворот из поселка налево в сторону Тюмени закроют, необходимо будет ехать до обустроенного разворота в конце населенного пункта.

«Если раньше мы вставали в 6:30, собирали детей и увозили в сад, то теперь придется вставать в пять утра. Да и скорую или пожарных нужно будет ждать в несколько раз дольше, а ведь это драгоценные минуты, за которые можно спасти жизнь», - рассказывает Наталья Говоркова.

   
   

Раньше надо было

Бороться жители решили для последнего, они создали инициативную группу, собирают подписи против строительства, встречались с руководством поселка. Просьбу пересмотреть строительство трассы планируют отправить губернатору Тюменской области Александру Моору. Их предложение - пустить трассу в обход поселка, по объездной дороге, где нет жилых домов.

Для достижения цели активисты используют не только группы в соцсетях, но даже и родительские чаты в садах и школах, куда отправляют сообщения с призывами поддержать несогласных.

В «Уралуправтодоре» о недовольных знают, но уверены, что беспокоиться причин нет, транспортная доступность сохранится. Местные проезды останутся, к ним добавятся разворотные петли. Убрать придется лишь наземные переходы из-за ширины трассы, их заменят надземные конструкции с лифтами.

Вносить предложения, выступать «за» или «против» нужно было на этапе общественных слушаний, сейчас делать это слишком поздно

По мнению директора учреждения «Тюменьгормост» Николая Грибоедова, жители поздно спохватились: «Вносить предложения, выступать «за» или «против» нужно было на этапе общественных слушаний. Сейчас, когда уже проект согласован во всех инстанциях, когда возведены новые путепровод и мост, делать это слишком поздно. Омская трасса - не единственная реконструируемая. Так, расширены дороги на Екатеринбург и Тобольск, в объезд приходится ездить жителям и других населенных пунктов: Московского, Какскары, Борков, Яра. И все уже привыкли. Да, они сделали крюк, сожгли пол-литра бензина, но, возможно, спасли жизнь себе и своим пассажирам, ведь трассы стали безопасными».

По словам эксперта, это тенденция современного мира, развитие городской инфраструктуры, дороги становятся безаварийными и комфортными. И сопротивляться этому смысла нет, скоро удобство оценят даже те, кто был ярым противником.

В три уровня

В проект строительства развязки на пересечении улиц Мельникайте и Дружбы внесли изменения, благодаря которым удастся полностью избежать вырубки деревьев в парке Гагарина. Будут сохранены и посажены более тысячи деревьев и девяти тысяч кустарников.

Развязка на Мельникайте - Дружбы у парка Гагарина. Фото: Администрация Тюмени

На объекте организуют велопешеходное движение - по улице Дружбы в одном уровне с устройством пешеходных переходов. Лишь пересечение улицы Дружбы будет в надземном исполнении, так как здесь пройдет восьмиполосная дорога.

Планируется построить и входные группы с лифтами, что позволит велосипедистам, маломобильным горожанам беспрепятственно переходить улицу. А те, кто движется от Щербакова, смогут перейти улицу Мельникайте по регулируемому пешеходному переходу.

Проектом строительства развязки предусмотрен третий уровень. Он позволит избавиться от стандартного съезда, который проходил бы по территории парка Гагарина. Вместо него возведут левый поворот на третьем уровне развязки.

Сроки окончания работ пока не называются. Сейчас готовятся основания для опор развязки. Вырубка деревьев предусматривается лишь на трех съездах, компенсация будет проведена в полном размере.