В 2020 году автошколы снова ждут нововведения. Госавтоинспекция предлагает отменить этап экзамена на автодроме, а все упражнения выполнять в условиях города. Предполагается, что это улучшит подготовку будущих водителей и, получив желаемый документ, начинающие автомобилисты за рулем будут чувствовать себя увереннее. Какие перемены действительно могли бы повлиять на качество обучения, корреспонденту «АиФ-Тюмень» рассказал представитель «Всероссийской ассоциации автомобилистов» Александр Горлов.
Что стоит за ценой?
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Экзамен на автодроме для курсантов всегда был пропуском на экзамен в городе. Сегодня этот этап хотят убрать, как это может повлиять на подготовку будущих водителей?
Я за то, чтобы автодром вовсе убрать из программы. Кандидаты в водители могут оттачивать свои навыки управления машиной не только на площадке, но и на тупиковых улицах с маленьким движением. Сейчас получается так, что ГИБДД не будет принимать экзамен на автодроме, но у автошколы он по-прежнему должен быть, при этом не абы какой, а в соответствии с требованиями, его нужно содержать. А если не в собственности - платить за аренду. В этой ситуации автодромы становятся неким балластом, который и сбросить нельзя, и необходимости как таковой в них уже нет. Ведь любой подъем в городе - это та же «горка», «параллельная парковка» - остановка вдоль бордюра, «гараж» - у каждого во дворе, та же парковка, только задним ходом, «змейка» - не что иное, как покрутить руль вправо-влево, чтобы объехать препятствие. Все эти элементы можно легко отработать в условиях города, конечно, не на оживленных улицах, а на окраине с небольшим движением. На учебной программе объединение площадки и города никак не отразится, как практиковались 54 часа, так и будем ездить.
- Для автошкол это уже не первые перемены. Несколько лет назад ввели тренажеры для водителей, ужесточили требования к автодромам и т.д. Все ли из этого оказалось действительно необходимым и полезным?
- Тренажеры - абсолютно бесполезны. Они нужны были для того, чтобы человек «посидел за рулем», поездил на автомобиле в виртуальном пространстве, понял, что такое заносы, как ведет себя машина на разных скоростях и т.д. Но сегодня у всех есть компьютеры, все так или иначе «ездили» на автомобилях в играх. На тренажерах принцип абсолютно тот же. Только в некоторых играх физика намного продуманнее, реальнее, там если машину понесло, то так же, как и в жизни.
- Некоторые эксперты считают, что проблема низкой подготовки курсантов кроется не в автошколах, а в обучающей программе и методике, вы согласны с этим?
- Программа у всех одинаковая, количество часов одинаковое. Другое дело, что не все автошколы честно отрабатывают эти часы. Уменьшая стоимость обучения, тем самым привлекая курсантов, они так или иначе сокращают учебную программу. Не может подготовка водителя стоить 15 тысяч рублей в месяц. Даже если грубо округлить цифры, получается так: 50 часов вождения - это два полных дня езды за рулем, 5-6 баков топлива. При средней стоимости бака бензина в 2 тысячи рублей, 12 тысяч рублей требуется только на топливо. А ведь автошколе еще нужно заплатить преподавателям, инструкторам, заложить средства на возможный ремонт машины и что-то заработать. Как итог - урезаются часы обучения, что-то предлагают посмотреть в интернете, изучить самим. Нарушений много.
Помимо плохих знаний, курсант бонусом получает еще и дополнительные расходы на переобучение, пересдачу экзаменов. В итоге вместо планируемых 15 тысяч обучение переваливает за 50 тысяч. Кстати, объективная стоимость качественной подготовки водителей составляет 50-55 тысяч рублей.
Только с опытом
- Говорят, что курсанты должны выходить из автошколы готовыми к любым дорожным ситуациям, такое возможно в принципе?
- Это невозможно даже за то время обучения, что положено по программе. Для любого вчерашнего ученика оказаться в городе без привычного под боком инструктора - большой стресс. К тому же многие как водители плохо ориентируются в городе, боятся не туда повернуть, не так припарковаться, а если кто-то сзади нетерпеливо посигналит, у них вовсе начинается паника. Это человеческий фактор и от этого никуда не деться. Можно годами учиться в автошколе, но ездить с инструктором и ездить одному - психологически разные вещи. Уверенность за рулем приходит только с опытом.
- Что тогда можно изменить, чтобы повысить качество подготовки водителей?
- Давайте выдавать двухступенчатые водительские удостоверения. Вести статистику водителей-новичков три года. Все это время он ездит с восклицательным знаком и временными правами. У него есть время, чтобы освоиться в езде по городу, улучшить свои навыки. А через три года он должен прийти и подтвердить свои права, снова сдав теорию и практику. Вот тогда и будут видны истинные знания и навыки водителя. После этого он может получить настоящее удостоверение, еще лучше, если оно будет международного образца.
Если в течение этих «пробных» трех лет у него были нарушения, штрафы, ДТП - тогда можно оттянуть выдачу прав на пару лет либо пройти полное переобучение. Если мы хотим, чтобы на дорогах были только подготовленные водители, многоступенчатое получение прав - выход из ситуации.
- Есть те, кому не дано водить машину?
- Конечно, у нас один из курсантов с 2016 года не может сдать экзамен, уже раз двадцать пересдавал. Теорию сдал, практику сдал, садится с инспектором и начинает теряться. «Болезнь погонов» характерна для многих курсантов. В присутствии инспектора они начинают нервничать и напрочь забывают все, чему учили, совершают глупые ошибки. Паника при виде человека в погонах начинается у 80% курсантов. С этим ничего не сделаешь, максимум - можно посоветовать перед сдачей экзамена вывести адреналин физически, побегать, поприседать.
- Изменило бы ситуацию, если бы инспектор наблюдал удаленно за сдачей экзамена, например, по видеосвязи?
- Большую часть курсантов это успокоило бы, но исключить присутствие инспектора на заднем сиденье нереально. В этом случае помогло бы использование навигатора: вбить в него адрес в пределах маршрута и пусть курсант едет по нему, а не туда, куда скажет инспектор. Если допустил ошибку, добавляем еще адрес в пределах маршрута.
Психологически это уже будет лучше, потому что беспристрастный голос навигатора знаком всем, а интонацию инспектора каждый может истолковать по-своему. Особо мнительные могут решить, что раз он сказал таким тоном, значит, все плохо и он не сдаст. Хотя, возможно, у человека болит голова или настроение плохое, а курсант совершенно ни при чем.
Водитель 50+
- Кого сложнее научить водить автомобиль? Стереотип про женщин за рулем еще актуален?
- Сегодня тяжелее научить управлять автомобилем курсантов возраста 50+. У нас очень много стало женщин этого возраста, бабушек, вышедших на пенсию. Активное долголетие - это прекрасно, но в этом возрасте реакция уже не та, физически сложно быстро что-то переключить. Поэтому такие кандидаты в водители требуют большого внимания, сил, энергии. С ними все приходится учить в два раза тщательнее.
Если говорить о разнице между женщинами и мужчинами. То последние в обучении явно проигрывают. Девушки сдают теорию, практику чаще всего с первого раза, молодые люди не раз пересдают. Их подводит самоуверенность. Многие мужчины уже умеют ездить и приходят исключительно за тем, чтобы получить права, а не выучиться. Начинают этим кичиться, в итоге понты выходят боком: покрутив руль одной рукой - сразу зарабатывают штрафные баллы на экзамене.
- Есть мнение, что новички - самые опасные водители на дороге, согласны с этим?
- Нет, новички как раз самые безопасные. Да, они совершают массу ошибок, могут не там и не так припарковаться, поворотник не включить. Но они не будут лететь со скоростью более 100 км/ч, проезжать нагло на красный. Даже если попадут в ДТП, максимум шоркнут машину, но не убьют никого.
Когда человек ничего не знает и всего боится - это самая безопасная стадия, когда ничего не знает и не боится - уже опасно, а вот самое страшное, когда человек уверен, что все знает и ничего не боится. На этом этапе и случаются самые страшные аварии. Один летит уверенный в себе, а навстречу ему несется второй такой же.